Современный гобелен – это красочный праздник в пространстве, воздвигнутый руками мастеров, бережно хранящих традиции, но в тоже время умеющих синтезировать достижения современного искусства. Существует несколько форм взаимодействия между современным интерьером и гобеленом.
Содержание
- ГОБЕЛЕН ДЕКОРАТИВНОЕ ПЯТНО
- ГОБЕЛЕН ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛОСКОСТЬ
- ГОБЕЛЕН КУЛИСА, ГОБЕЛЕН ПЛАСТИКА.
- ГОБЕЛЕН СТРУКТУРА
- ГОБЕЛЕН СРЕДП
↑ГОБЕЛЕН ДЕКОРАТИВНОЕ ПЯТНО
Самым элементарным видом взаимодействия между интерьером и гобеленом можно назвать тот случай, когда гобелен используется только в качестве декоративного пятна или композиционного акцента при оформлении помещений. Элементы синтеза в этом случае проявляется слабо или отсутствуют вообще. Гобелен имеет традиционные формы прямоугольника и незначительные размеры. Он сохраняет относительную автономию как в выборе темы, так и в ее композиционном и колористическом решении.
ГОБЕЛЕН ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛОСКОСТЬ ↑
Если габариты гобелена почти или полностью совпадают с размерами ограждающей пространство плоскости, вступая в силу новая ступень взаимодействия интерьера и декоративного текстиля. Гобелен в данном случае теряет свою автономность и как в выборе темы, так и в ее композиционном и колористическом решении, должен учитывать общий характер интерьера. Общее эмоциональное воздействие декоративного произведения в данном случае в значительной степени зависит от правильно выбранного масштаба композиции и ее ориентации в пространстве.
В качестве дополнительных средств усиления эмоционального потенциала могут быть использованы эффекты освещения и введение текстиля в отделку других поверхностей /пола /стен.
В общих случаях усиления эмоционального воздействия гобелена может быть достигнуто при отступлении от классического прямоугольника в его композиции и введении активного силуэтного решения – круга, круга в сочетании с прямоугольником, нескольких полос. А также путем пластического развития самой плоскости.
ГОБЕЛЕН КУЛИСА, ГОБЕЛЕН ПЛАСТИКА. ↑
Если гобелен, сохраняя примерно те же габариты, как и предыдущем случае, теряет непосредственную связь с ограждающей поверхностью интерьера, вступает в силу принципиально новая ступень взаимодействия, при котором тесная связь гобелена и архитектурного решения становится обязательным. Например в красном зале кафе «Ленинград» в Риге ярко окрашенный гобелен Р. Хеймрата использован в качестве расчленяющих кулис. Для усиления общего эмоционального эффекта небольшие гобелены размещены также в качестве декоративных пятен, ритмически организующих декоративное построение зала. Некоторые композиции, решенные как самостоятельные, также могут обладать высокими организующими возможностями, например свободно висящая конструкция Р. Богустовой «Музыка»
ГОБЕЛЕН СТРУКТУРА ↑
Если логически сделать еще один шаг и ввести гобелен в категорию формирующего пространственную структуру, мы дослигли качественно новой ступени взаимодействия между гобеленом и интерьером. Например банкетный зал в кафе «Сигулда» в Риге/ автор А.М. и М. Озолинь/. Здесь текстиль образует глубокий, сильно свисающий потолок, который при поддержке коврового пола полностью определяет художественный характер интерьера.
Другим примером ансамблевого решения пространства может быть гобелен Э. Вигнера «Путевые заметки». Решение художнику было подсказано и определено традицией кубинского народного творчества: музыки, танца, художественного ремесла. Изогнутая гобеленовая кулиса табачно-зеленых тонов – земля Кубы, пушистый малахитовый круглый ковер на полу-море Кубы и гроздь висящих над ним огненно-яркиз шаров – плоды Кубы – все это вовлекает зрителя в свое наэлектризованное эмоциями и красками поле, как ритмы кубинского карнавального шествия. Разумеется создание гобелена на данном уровне синтеза обязательно требует конкретного пространства и только при этом условии он будет достигать максимального эффекта.
ГОБЕЛЕН СРЕДП ↑
В данном случае предполагается пространство, визуально целиком организованное средствами декоративного ткачества: свисающая структура – потолок в отдельных местах опускается до пола, разделяющая пространство в соответствии с функциональным назначением, пол и элементы оборудования покрытые текстилем с соответствующей фактурой и цветом – все это образуетс единое пластическое и образное решение. Модели такого пластически – колористического интерьера разрабатываются западными интерьеристами-дизайнерами. Они напоминают кабину космического корабля. Визуальная интеграция всех элементов интерьера предпологает исключительную компактность и эмоциональность комфортность такого пространства или среды.
Итак, существует пять ступений развития на пути к единому, идейно и функционально – обоснованному синтезу гобелена и интерьера.
Однако, все это совершенно не означает, что классический в смысле формата, композиции, размеров гобелена исчезнет из жизни, потому что даже в самом маленьком прямоугольнике, сотканном с любовью и мастерством может воплотится вся гамма переживаний современного человека.